пятница, 2 декабря 2011 г.

ТИТ КОЛЛИАНДЕР.УЗКИЙ ПУТЬ гл.23,24,25,26 (Окончание)



XXIII. О МГНОВЕНИЯХ МРАКА

     Погода изменчива: то пасмурно, то ясно, то вновь идет дождь; подобно бывает и с душой человека. Надо всегда быть готовым к тому, что тучи иногда закрывают солнце; и у святых были мрачные часы, дни и недели. Тогда они говорили, что Господь оставил их для того, чтобы они, предоставленные самим себе, почувствовали, как немощны и бессильны, когда лишены Его поддержки.
Периоды такого мрака, когда все кажется бессмысленным, нелепым и бесполезным, когда впадаешь в сомнения и искушения - неизбежны. Но и из этого можно извлечь пользу.
     Преодолеть эти мрачные дни легче всего, взяв пример со св. Марии Египетской. В течение сорока восьми лет она жила в пустыне за Иорданом и, когда искушения овладевали ею и воспоминания о прежней ее греховной жизни в Александрии соблазняли ее, вплоть до желания оставить добровольное пребывание в пустыне, она ложилась на землю, призывая на помощь Господа, и не вставала до тех пор, пока не чувствовала, что сердце смиряется. Первые годы были тяжелыми; она лежала на земле по многу дней и ночей, и только спустя семнадцать лет наступило время отдохновения.
     Эти дни старайся проводить в тишине. Не уступай соблазну пойти к другим или развлечься. Не жалей себя - утешение найдешь лишь в молитве к Богу: Поспеши, Боже, избавить меня, поспеши, Господи, на помощь мне (Пс. 69, 2); Я заключен и не могу выйти (Пс. 87, 9) и в других.
     Настоящую помощь тебе больше неоткуда ждать: не расточай ради временного облегчения все то, что приобрел. Твое терпение и стойкость подвергаются испытанию. Выдержав испытание, благодари Господа, Который дал тебе на это силы. Если же ты не выдержал испытания, быстро воспрянь, моли о помиловании и осознай, что это тебе по делам твоим. Ибо само падение было тебе наказанием: ты слишком надеялся на самого себя и теперь видишь, куда это привело. Ты приобрел опыт: не забудь возблагодарить.


XXIV. ПРИМЕР ЗАКХЕЯ

     Подобно Закхею, ты влез на дерево, чтобы увидеть Господа. Ты сделал это не только мысленно и не только мистически в душе. Ты человек и у тебя есть плоть; поэтому ты, подобно Закхею, воспользовался твоими телесными силами и возможностями, чтобы подняться от земли. Если ты сделал это, обдумав все и спокойно рассчитав, помня при этом тяготу твоей плоти и ее ограниченность, и если ты сделал это без страха, не жалея себя и не уклоняясь в сторону, то ты поднялся настолько, что можешь через головы людской толпы, т.е. через твои мирские страсти, увидеть проблеск Того, Кого ты искал.
     Ты заметишь это потому, что почувствуешь все яснее собственный мрак, ибо тебя больше не будет так тянуть к народу и развлечениям, и тебе станет понятнее твое внутреннее "я", и ты поймешь, каково оно. Может быть, ты думал, что твое сердце подобно челну, покачивающемуся бесцельно и бессмысленно, точно ореховая скорлупа без гребцов; теперь же плавание получило смысл и цель, и это уже хорошо. Но все же ты еще тот же малый челн в необъятном море; если ты шел по правильному пути, то только теперь видишь ясно, как слаб и мал челнок.
     "Бог везде предваряет нас, лишь только увидит нашу готовность", - говорит архиепископ Феофилакт Болгарский. Христос сказал Закхею: Сойди скорее, что значит смирись, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме (Лк. 19, 5).
     Можно считать, что домом названо сердце. Конечно же, говорит Господь, ты влез на дерево и тем самым победил некую часть своих земных страстей, потому что ты хотел видеть Меня, это значит, что ты хотел иметь возможность узнать Меня, когда Мне надлежало идти к твоему сердцу; но спеши смириться, не сиди там и не думай, что ты лучше других, ибо Я пребываю в смиренном сердце. И он поспешно сошел и принял Его с радостью (Лк. 19, 6).
     Закхей, начальник мытарей, принял Христа и сразу же роздал все, что имел. Половину имущества тотчас отдал нищим, а остальное быстро ушло на то, чтобы вернуть четверицею тем, от которых он взыскал лишнее; ибо и он сын Авраама (ст. 9), он услышал голос Господа и ушел из земли своей и из дома своего (Быт. 12, 1), где господствовали эгоизм и страсти.
     Закхей знал, что сердце, принявшее Христа, надо освободить от всего другого: оно должно отказаться от всего, приобретенного неправедным путем, похоти плоти, похоти очей и гордости житейской (1 Ин. 2, 16). Он понял, что тот, кто богат здесь, будет нищим там; ибо быть материально богатым значит быть духовно бедным, - говорит Иоанн Златоуст. Если богатый не был бы очень бедным, то он не был бы очень богатым.
     "Как невозможно соединить здоровье с болезнью, так трудно согласовать любовь с богатством", - замечает св. Исаак Сирии. Ибо тот, кто любит своего ближнего, безусловно отдаст все, что имеет; такова любовь по своей природе. Но без любви нет возможности войти в Царство Божие. И Закхей осознал это.
     Чем меньшим ты владеешь, тем проще будет твой образ жизни. Все лишнее выброшено, и сердце сосредоточивается. Оно понемногу уходит в себя и там найдет ступени в Царство Небесное. Тогда и молитва будет проста. Молитва будет сосредоточиваться, уходить в глубину сердца. А там есть одна молитва - мольба о помиловании.
     Ибо может ли грешник, первый из всех (1 Тим. 1, 15), просить о чем-то другом, как не о том, чтобы Господь помиловал его? Может ли он что-либо отдать, не имея ничего своего? Есть ли у него собственные силы, собственная воля, свой разум? Может ли он что-либо предпринять? Знает ли он что-либо? Может ли он что-либо, сам ничего не имея, назвать своим?
     Он ничем не владеет: ибо грех - это ничто, это то, чего нет. Грех - это пустота, мрак, отрицание. Грешник находится как бы в пустоте.
     Так он видит себя, и чем меньшим он владеет, тем он богаче, ибо образовавшаяся в нем пустота наполняется не тленными вещами, а полнотой вечной жизни, ее светом и ее утверждением - любовью и милосердием; это Господь посетил его.
     Но как может он, грешник, заслужить, чтобы Господь его посетил? Как может он даже подумать о том, что Господь взглянет на него, в его мрак? Как ни трудится он в очищении себя, как ни борется, как ни работает над собой, как ни старается следовать заветам св. Евангелия: бодрствует, постится и всячески силится преследовать себя Господа ради, но все же он видит, что постоянно впадает в уныние, бессердечие и леность, нетерпение, неблагодарность и всевозможные пороки. Как может он ждать прихода Господа к себе?
     Потому молится он: "Помилуй мя, Господи! Господи, помилуй меня грешного! Ибо я, как мог, старался выполнить все, что должен был сделать, служа Тебе: я пахал пашню сердца, которую Ты дал мне обрабатывать, и я пас овец там (Лк. 17, 7-10), но я лишь раб, ничего не стоящий и без Тебя ничего не могу сделать. Так помилуй меня и исполни меня Твоею благодатию".
     Трудами умножает он свою веру (Лк. 17, 5), через молитву он получает силы для труда. Так труд и молитва дополняют друг друга, пока не сольются всецело и будут едины. Его трудом будет молитва, и молитвой - его труд. Это то, что святые отцы называют внутренним деланием, сердечной молитвой или Иисусовой молитвой.


XXV. О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ

     По словам св. Аввы Исайи, египетского отшельника, Иисусова молитва есть зеркало души и свет для совести. Кто-то сравнил ее с тихим голосом, непрестанно слышным в доме: воры, подкравшиеся к дому, обращаются в бегство, ибо слышат, что кто-то бодрствует в нем. Дом - это сердце, воры - злые помыслы, молитва есть бодрствующий голос. Но бодрствующий уже не я сам, а Христос.
     Духовное делание воплощает Христа в нашей душе, и состоит оно в том, чтобы беспрерывно иметь память Божию; ты заключаешь Господа вовнутрь, в свою душу, в свое сердце, в свое сознание. Я сплю, а сердце мое бодрствует (Песн. 5, 2); сам я сплю, как бы отступаю, но сердце мое остается в молитве, в вечной жизни, в Царстве Небесном, во Христе. Моя сущность пребывает у Первоисточника.
     Достичь этого возможно только посредством молитвы: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Молитву эту творят вслух или мысленно - медленно, со вниманием и в сердце, свободном от всего постороннего. Посторонними являются не только земные интересы, но также разного рода ожидания ответов, всякого рода мечтательность, любопытные вопросы и игра воображения.
     Простота так же необходима, как и телесное смирение и душевное воздержание, и все, что неотъемлемо от невидимой брани.
     Начинающий должен особенно остерегаться всего того, что хотя бы и немного влечет к мистицизму. Молитва Иисусова есть деятельность, труд, с помощью которых ты работаешь над самим собой, приуготовляешь себя для восприятия той силы, которая называется Божией благодатью, всегда сущей в каждом, принявшем крещение, хотя и сокрытой. Ты же приуготовляешь себя для того, чтобы сущая в тебе благодать могла принести плод. Молитва возгревает эту силу в нашей душе; в этом-то и есть цель молитвы. Молитва - это молот, который раскалывает скорлупу: молот тверд, удары болезненны. Оставь всякую мысль о наслаждении, восторгах, о райских голосах: к Царству Божьему есть только один путь, и это путь креста - быть распятому мучительно; не жди ничего другого.
     Ты распял свою плоть, пригвоздил ее к однообразному образу жизни со строгим самонадзором. За твоей мыслью и твоим воображением должен быть такой же строгий надзор. Пригвозди их к словам молитвы, к Святому Писанию, к чтению псалмов и творений св. отцов, если есть у тебя на это возможность. Не позволяй воображению носиться, где угодно; то, что называется полетом мысли, есть не что иное, как бесцельное парение в мире иллюзий. Как только твоя мысль не занята твоей службой или работой, возвращай ее вновь к молитве.
     Следи за тем, чтобы твое воображение и твои мысли были тебе послушны, как хорошо дрессированный пес. Ты не позволяешь ему бегать всюду, лаять, рыться в грязи и купаться в сточных канавах; подобным же образом ты должен возвращать свою мысль и воображение, и это ты должен делать бесчисленное количество раз в течение каждой проходящей минуты. "Но если ты поступаешь не так, то будешь подобен дикой лошади, которую гонит то один, то другой всадник, пока она, покрытая пеной, не свалится от переутомления", - говорит прсп. Антоний.
     Слишком сильный удар молота о скорлупу может повредить сердцевину. Будь осторожен. Сразу не переходи на творение лишь Иисусовой молитвы. Читай и другие молитвенные правила, в особенности вначале, да и позже тоже. Не будь слишком ревностным. И не воображай, что можешь хоть раз как следует произнести Господи помилуй. Молитва твоя всегда рассеянна, несобранна - ведь ты человек. Лишь Ангелы на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Мф. 18, 10); ты же имеешь земную плоть, которая требует свое. Не взывай к небу и не удивляйся, если вначале будешь забывать свой молитвенный труд по нескольку часов и возможно даже по целым суткам и больше. Принимай это просто и естественно: ведь ты неопытный моряк, который забыл следить за порывами ветра, увлекшись другим. Итак, ничего не жди от самого себя, но не требуй ничего и от других.
     Молитва должна оживить твою мысль, сделать ее ясной; тогда она правильна. Молящийся все видит вокруг себя, замечает все и наблюдает за всем, но делает это через молитву, дающую ему свой всепроникающий и ясный свет.
     Дух действует в очищенной области нашего внутреннего "я". Поскольку мы очищаем наше сердце, эта область увеличивается и духовный человек растет в нас.
     Молитва должна порождать внутреннее спокойствие, терпение в скорби, любовь, благодарение и смирение. Напротив, если будешь в взволнованном, напряженном состоянии, радостно возбужденном или в глубоком отчаянии, если переживаешь сожаление или горечь, или преувеличенное рвение, если пребываешь в экстазе или опьянении чувствами, какое бывает при слушании музыки, если испытываешь сильное наслаждение или довольство собой и всем миром, - то ты на неправильном пути; ты слишком полагался на себя. Отступи и вернись обратно к самоукорению, что должно быть всегда исходным чувством настоящей молитвы.
     Ангел света всегда приносит с собой мир, тот мир, который темные силы какой угодно ценой хотят уничтожить.
     По этому признаку, говорят св. отцы, можно различать светлые и темные силы.


XXVI. О БЕСЦЕННОЙ ЖЕМЧУЖИНЕ

     Совлекши с себя всякие знания, не имея никакой доброй мысли или дела, не помня прошлого, не имея желаний в будущем, непригодный, подобно изношенной тряпке, бесчувственный, как камень на дороге, разъеденный червями, как гриб в лесу, умирающий, как рыба на берегу, опечаленный до слез этим своим убогим состоянием - таким стой на молитве перед Всемогущим твоим Судьей, Творцом и Отцом, твоим Спасителем и Господом, Духом Истины и Жизнеподателем. И, как блудный сын, молись из глубины твоей ничтожности: Отче, я согрешил против неба и пред Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим (Лк. 15, 21); Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, милостив буди мне грешному.
     Ты знаешь свою немощь и видишь самого себя лежащим, как прах, перед Всемогущим, и из сознания собственной ничтожности растет твоя любовь к ближним, Господом созданным и Им просвещенным. В глубине своей природы они носят образ Божий; и потому ты готов жертвовать собой для них.
     Случилось странное: чем глубже ты проник в свое собственное сердце, тем выше ты поднялся над самим собой. Твоя внешняя жизнь та же: ты моешь посуду, ухаживаешь за детьми, ходишь на службу, получаешь жалование и платишь налоги. Ты выполняешь все, что делают окружающие тебя люди. Но ты отказался от самого себя. Ты отдал одно, чтобы приобрести другое.
     "Имея Тебя, чего могу я еще желать? Ничего иного, как только непрестанно в молитве безмолвно прилепляться к Тебе, - отвечает преп. Иоанн Лествичник. - Некоторых пленяет богатство, других почести, еще других приобретение собственности; мое единственное желание - быть с Господом".
     Молитва, со всем самоотречением в ней, сделалась твоей настоящей жизнью, которую ты поддерживаешь лишь ради молитвы. Ходить пред Богом (Быт. 6, 9), - это есть теперь единственно ценное для тебя, и это заключает и охватывает все небесное и земное. Для того, кто носит Христа в своем сердце, нет ни смерти, ни болезни, ни земной суеты; он уже вступил в вечную жизнь, которая все объемлет. И ночью и днем Царство Небесное восходит в твоем сердце и растет, и ты не знаешь как. Ибо земля сердца твоего сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе (Мк. 4, 27-28).
     Святые говорят о невечернем свете. Этот свет видим не человеческим глазом, но сердцем, и он никогда не перестает струиться в чистоте и ясности. Этот свет беспрестанно продолжает уходить от тьмы, все умножаясь; его отличительное свойство - постоянное очищение. Это свет бесконечной вечности, проникающий оболочку времени и материи. Святые никогда не говорят, что этот свет дан им, но лишь тем, кто очистил свои сердца любовью ко Господу, добровольно идя узким путем.
     Узкий путь не имеет конца: его свойство - вечность. Там каждое мгновение является началом: в настоящее входит будущее; страшный суд в настоящем, ибо Христос в вечности присутствует повсюду, как в аду, так и на небесах. При появлении Единого исчезает множественность, как во времени, так и в пространстве. Все одновременно, теперь и здесь и всюду, в глубине твоего сердца. Там найдешь ты то, что искал: глубину, высоту и широту креста - Спасителя и спасение. Поэтому, если ты хочешь спасти твою душу и достигнуть вечной жизни, то неослабно борись со своей леностью и осени себя крестным знамением и скажи: Дай мне, Господи, положить начало благое во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
КОНЕЦ И БОГУ НАШЕМУ СЛАВА!



Комментариев нет:

Отправить комментарий