четверг, 17 ноября 2011 г.

ТИТ КОЛЛИАНДЕР.УЗКИЙ ПУТЬ гл.19,20,21,22


XIX. О ТЕЛЕСНЫХ И УМСТВЕННЫХ ПЛОДАХ МОЛИТВЫ
     Упражняясь в молитве, ты в то же время должен держать свою плоть в крепких узах. "Всякая молитва, в которой не утруждалось тело и не скорбело сердце, вменяется за одно с недоношенным плодом чрева, потому что такая молитва не имеет в себе души", - говорит Исаак Сирии. Такая молитва имеет в себе семя самодовольства и той гордости сердца, которая считает себя в числе не только званых, но и избранных (Мф. 22, 14).

     Остерегайся такого рода молитвы: она корень заблуждений, ибо если сердце привязано к плотскому, то сокровище твое остается плотским, а ты воображаешь, что держишь небо в своих плотских объятиях. Твоя радость будет нечистой и будет проявляться в чрезмерном веселии, словоохотливости и желании учить и исправлять других, хотя Церковь не призвала тебя учителем. Ты толкуешь Св. Писание по своему плотскому устроению и не терпишь возражений, и это только потому, что не радел об утеснении своей плоти и тем самым не смирил свое сердце.
     Истинная радость тиха и постоянна, поэтому Апостол призывает нас всегда радоваться (1 Фесс. 5, 16). Эта радость исходит из сердца, которое плачет о мирском и о своем удалении от источника Света; истинную радость надо искать в скорби. Ибо сказано: Блаженны нищие духом и блаженны плачущие ныне, в плотском "я", ибо возвеселятся в духовном. Истинная радость есть радость утешения, та радость, которая рождается от сознания своей слабости и в Господнем милосердии, и эта радость не выражается в смехе "до оскаливания зубов".
     Подумай и о другом: кто привязан к земному, радуется, но и беспокоится, волнуется или печалится; состояние его души подвержено постоянно переменам. Но радость Господина твоего (Мф. 25, 21) постоянна, ибо Господь неизменен.
     Обуздай твой язык одновременно с тем, как притесняешь твое тело постом и воздержанием. Словоохотливость - сильный враг молитвы. Пустословие мешает молитве; по этой причине мы за всякое праздное слово дадим ответ (Мф. 12, 36). Ты не вносишь дорожной пыли в ту комнату, которую хочешь держать в порядке; поэтому не загромождай твое сердце сплетнями и разговорами о проходящих дневных событиях.
     Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает; и язык - огонь (Иак. 3, 5-6). Но если прекратить доступ воздуха, то огонь погаснет; не давай свободы своим страстям, и они постепенно угаснут.
     Если случилось тебе воспламениться гневом, то молчи и не подавай виду, лишь бы Господь услышал твое покаяние; таким образом ты погасишь пожар уже в начале. Если тебя смутил поступок другого, последуй примеру Сима и Иафета и покрой его одеждой молчания (Быт. 9, 23); этим ты заглушишь твое желание осудить, прежде чем оно вспыхнет пламенем. Тишина есть чаша для бодрственной молитвы.
     Кто хочет научиться искусству бодрствования, должен обуздать не только свой язык. Он должен во всем наблюдать за собой (Гал. 6, 1), и наблюдения должны идти до самых глубин. Там, внутри, найдет он необъятную кладовую воспоминаний, мыслей, воображений, которые непрестанно движутся; следует на них наложить узду. Не возбуждай воспоминаний, которые мешают твоей молитве, не ройся в своих старых грехах; не уподобляйся псу, который возвращается к своей блевотине (Притч. Сол. 26, 11). Не давай памяти останавливаться на подробностях, которые могут вновь пробудить твои страсти или дать пищу твоему воображению: любимым местом пребывания диавола является как раз наше воображение, и там он доводит нас до сочетания, согласия и греха. Он уязвляет твое мышление сомнениями и мудрствованиями, побуждениями к логическим рассуждениям и доказательствам, праздными вопросами и самим же собой придуманными ответами. Все это встречай словами псалма: Удалитесь от меня, беззаконные (118, 115).


XX. О ПОСТЕ
     Пост, по мере сил твоих, поможет тебе в твоем бодрствовании. О делах Божиих не должно рассуждать по насыщении чрева, ибо в наполненном чреве нет ведения тайн Божиих, - говорят аскеты. Сам Христос своим долгим постом дал нам пример: Он изгнал диавола после сорокадневного поста. Лучше ли мы Его? И се, Ангелы приступили и служили ему (Мф. 4, 11). И тебя они ждут, чтобы послужить тебе.
     "Пост есть удержание от многословия, - говорит св. Иоанн Лествичник. - Он есть дверь умиления и страж послушания, истребление лукавых помышлений и сердечной бесчувственности. Пост - это врата рая; когда чрево утесняется, тогда смиряется и сердце; ум постника молится трезвенно, тогда как ум невоздержанного исполняется нечистыми мечтаниями".
     Пост является выражением любви и преданности, стремлением принести в жертву земные блага, чтобы приобрести небесные. Наши мысли слишком много заняты заботами о пропитании и об услаждении гортани; приложим усилие освободиться и от этого.
     Так, пост является ступенью на пути к освобождению и непременной опорой в борьбе с самоуслаждением. Пост, сопровождаемый молитвой, есть великий дар, данный человечеству, и он тщательно оберегается теми, кто хоть раз был ему причастен.
     Во время поста вырастает благодарность к Тому, Кто дал человеку возможность поститься. Пост открывает путь в области, о которых ты имел лишь слабое представление: все события, все жизненные явления, случающиеся в твоем окружении или в тебе самом, получают совсем новое освещение, все происходящее получает новое, глубокое и богатое содержание. Земное мудрствование сменяется ясностью мысли, мятежное искание - спокойным принятием всего с благодарением и смирением. Кажущиеся неразрешимыми мучительные проблемы открывают свою суть, подобно расцветшему цветку: молитвой, постом и бодрствованием надо стучаться, ибо стучащему отворят (Мф. 7, 8).
     Потому пост часто считается мерилом: ибо тот, кто во многом воздерживается, - возлюбил много, и кто много возлюбил, тому много простится (Лк. 7, 47). Отказывающий себе во многом получит многое.
     Святые отцы советуют поститься умеренно: слишком изнуряя тело, можно повредить душе. К посту надо приступать постепенно; все требует опыта, и каждый пусть себя испытывает, принимая во внимание свое сложение и свою работу. Следует не разбираться в пище: вся пища дана Господом, - но следует избегать той, которая возбуждает плоть с ее страстями: обильного употребления пряностей, мяса, вина и всего прочего, что служит к услаждению гортани. Лучше употреблять пищу дешевую и доступную.
     Св. отцы рекомендуют принимать пищу один раз в день и в таком количестве, чтобы не чувствовать насыщения.

XXI. ОБ ИЗБЕЖАНИИ НЕВОЗДЕРЖАННОСТИ
     Известно, что результатом слишком усердного упражнения на рояле могут быть судороги в пальцах. То же может случиться с тем, кто чрезмерно много пишет. Опечаленный и сбитый с толку, еще недавно полный надежд музыкант или писатель принужден прервать работу; он вынужден оставаться праздным и тем самым подвергаться многим пагубным влияниям.
     Этот пример пусть будет тебе предостережением. Пост, послушание, самоукорение, бдительность и молитва, все это обязательно для получения навыка в твоем труде, и именно для навыка. Для всякого труда необходимо рассуждение, спокойный учет своих сил (Лк. 14, 28-32), без перегиба в ту или другую сторону. Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах, - призывает св. ап. Петр, а через него и Господь (1 Петр. 4, 7).
     Источник опьянения - не всегда вино или другие опьяняющие вещества; не менее опасно опьянение самомнением, возбуждающее неразумное рвение. Это рвение заставляет свою жертву поступать необдуманно, и появляется преувеличение и неумеренность, а на такой почве выросшее растение нездорово - оно приносит такие плоды, как напыщенность, нетерпимость и самооправдание. Нет, здесь не надо уклоняться ни направо, ни налево (Второз. 5, 32) и вовсе не надо надеяться на свои собственные силы.
     "Если мы не находим в себе обильных плодов любви, мира, радости, кротости, смирения, простоты, искренности, веры и долготерпения, то тщетны и напрасны были все наши подвиги", - говорит преп. Макарий Египетский. Труд для урожая, но жатва принадлежит Господу.
     Поэтому следи за собой и будь рассудительным. Если замечаешь, что приходишь в раздражение или нетерпение, то немного облегчи свою ношу. Если появится у тебя желание замечать за другими, укорять их или учить и делать замечания, то это значит, что ты не на правильном пути; тому, кто преследует себя самого, не в чем упрекать других. Поэтому держись в тени, скройся, войди в комнату твою и затвори дверь твою (Мф. 6, 6), даже тогда, когда ты по необходимости находишься в большом и шумном обществе. А иногда, если будет тебе слишком тяжело, выйди оттуда куда угодно, чтобы только быть одному, и возопи из глубины души ко Господу о помощи, и Он услышит тебя.
     "Пусть душа твоя будет наподобие колеса, - советует старец Амвросий, - чем меньше колесо касается земли, тем легче движется вперед". Не думай, не говори, не привязывайся к земному больше, чем это необходимо. Но помни также, что колесо, находящееся целиком в воздухе, тоже не может двигаться.

XXII. О ПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМНЫМ И ВНЕШНИМ
     Мы состоим из души и тела, которые в нашем существе нельзя разделить. Поэтому пусть плоть придет тебе на помощь; Христос, снисходя к нашей немощи, пользовался словами и жестами, плюновением и землею, как средствами. Для нас позволил Своей силе изойти из края одежды Своей (Мк. 5, 24-34), через возложения платков и опоясаний с тела ап. Павла (Деян. 19, 12) и даже от тени проходящего ап. Петра (Деян. 5, 15).
     Потому пользуйся всем земным как напоминанием и поддержкой в твоем трудном странствовании узким путем. Пусть белизна снегов, синева небес, крылья бабочки, жжение огня и все созданное, что видишь и ощущаешь, напоминает тебе о Создателе. Но, главным образом, пользуйся тем, что предлагает тебе Церковь в помощь - представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые (Рим. 6, 19). Конечно, прежде всего, - принятие Св. Тайн, но также и другие таинства и Св Писание. Церковь дает тебе в помощь св. иконы Божией Матери, ангелов и святых, молитвы перед ними, возжигание свечей, курение фимиама, святую воду, красоту и великолепие храмов и пение в них. С благодарностью принимай все это и пользуйся для своего назидания, поощрения, самоусовершенствования и в помощь в твоем дальнейшем странствовании.
     Дай свободу проявлению твоей любви к щедрому Подателю любви - Богу, целуй, прикладывайся ко кресту и св. иконам, украшай их цветами; лишь подавление зла должно происходить в тишине, все благое пусть получит свободу проявления. Если данное с любовью принимается с любовью, то тем самым ширится и растет любовь, а к этому и направлен весь твой труд. Чем больше река, тем больше ее дельта.
     Дай телу твоему служить тебе помощником в брани: пусть тело будет легким и свободным от земных прихотей. Пусть оно участвует в твоем труде; ты хочешь научиться смирению, пусть и плоть твоя смиряется и склоняется: падай на колени, склоняй голову до земли, ибо после падения следует восстание во Христе.
     Делай часто крестное знамение: это молитва без слов. В краткий миг, независимо от медлительности слов, крестное знамение выражает твое желание следовать за Христом, распять свою плоть и готовность добровольно, без ропота принять все, что посылается тебе. Крестное знамение является также оружием против злых духов: пользуйся им часто и со вниманием.
     Дом никогда не строят без лесов. Лишь сильный не нуждается во внешней поддержке. Но силен ли ты? Разве ты не слабейший среди слабых?



Комментариев нет:

Отправить комментарий