суббота, 13 ноября 2010 г.

Понятие патриотизма и отечества в современном мире



Слово патриот (греч. patriotes «земляк, соотечественник» - от patris «родина, отечество»). Соотносительно оно со словами «человек, любящий свое отечество, преданный своему народу». Слово «патриот» пришло в русский язык давно (в Петровскую эпоху) из французского языка (patriote «сын отечества»).

В сегодняшних испытаниях медленно выплавляется облик нового политика. В этом смысле, главная политическая задача современности – воспитание полноценной патриотической политической элиты.
Какими качествами должен обладать новый ведущий слой в нашем государстве? Без ощущения национальной принадлежности, без чувства патриотизма – любви к Родине – человек лишен онтологических связей с бытием, его душа не способна многое понять, оценить и действовать в современном мире достойно и плодотворно. Ибо если в душе нет земной Родины, через которую открывается Отечество Небесное, то не существует ответственности, долга и совести. «Родина есть священная тайна каждого человека, так же как и его рождение. Теми же таинственными и неисследованными связями, которыми соединяется он через лоно матери со своими предками и прикрепляется ко всему человеческому древу, он связан через Родину и с матерью-землей и со всем Божиим творением» (прот. Сергий Булгаков).

Иван Ильин писал о том, как поэзия выражала отношение человека к своей Родине: «Поэзия видела в Родине наше материнское лоно, нашу детскую колыбель, наше духовное, отеческое гнездо, взращенный нами перед лицом Божиим духовный сад». Отеческие заветы дают нам духовные ориентиры сегодня. В них предстает тип национального героя, болеющего за общее дело, любящего свой народ, преданного своему Отечеству. Это и Владимир Красное Солнышко, и Александр Невский, и Александр Суворов, и Аркадий Столыпин.
Безродный, «крутой супермен» в преданиях старины – это всегда разбойник, бунтовщик, душегуб. Беспочвенное космополитическое сознание порождает разнообразные исковерканные идеи – от мировой революции большевиков до нового мирового порядка либералов.
Основой православной идеи является принцип соборности – духовного единства в Церкви, обществе, государстве. Это духовное братство и национальная солидарность. Национальный идеал оказывал влияние на формирование характера православного человека, в котором уживались качества, на первый взгляд, взаимоисключающие. Невероятная выживаемость сочеталась с удивительной уживчивостью, яркая национальная самобытность со всечеловечностью – открытостью к другим культурам и влияниям. Для нас характерно своеобразное отношение к материальным ценностям. Мы не гнушаемся обустраивать свои дома, преумножать богатство, но материальное стяжание не становилось общественным идеалом. В государственном, экономическом, хозяйственном строительстве, как и в возведении своего дома, в православном обществе сильно стремление людей реализовать духовный идеал. Без этих качеств было бы невозможно строительство уникальной государственности и великой культуры древней православной Руси. И сегодня только подобные качества ведущего слоя могут послужить восстановлению государственности.
Подчинение всей своей деятельности высшей идее – в случае Православной Церкви это идея служения Богу – единственное условие, при котором возможно преодолеть такие негативные явления в чиновничьей среде, как коррупция и злоупотребления. Как показывает история, лишь нравственное осмысление деятельности является инструментом, позволяющим достигать реальный результат на поле брани, в учебной аудитории, в министерском кабинете.
Идея служения Отечеству и Богу на протяжении веков являлась средоточием официальной государственной идеологии в православном государстве. Именно благодаря отношению к деятельности на государственном поприще как к исполнению религиозного долга многие государственные мужи и полководцы вписали свои имена в историю своей страны. И именно в силу отсутствия такого отношения в новейшей истории нашего государства стали возможными те многочисленные политические и криминальные скандалы, свидетелями которых были мы в течение последних пятнадцати-двадцати лет.
«Взятка всегда больше зарплаты», – гласит печальная народная мудрость. То есть без нематериальной, над-материальной мотивации человеку, обладающему властью, трудно бороться с соблазном злоупотреблений.
Трагедия нашего Отечества выбросила современные поколения в пустоту безвременья. У многих заглушено ощущение религиозных основ жизни, мы не знаем, кто мы есть, не понимаем, где находимся и для чего родились – даже не осознаем, что должны это знать. Мы оказались лишенными традиционного жизненного уклада, пепелища наших домов запаханы, погосты осквернены, могилы наших дедов и отцов разбросаны по всей земле. Мы родились оторванными от естественных корней, от почвы. К тому же поток духовных наркотиков из-за рубежа окончательно затуманивает наше сознание. Ни йога или антропософия, ни спиритизм или парапсихология, ни сектантство западных миссионеров не могут дать нам ответа на главные вопросы жизни: зачем мы живем именно здесь и сейчас?
Мы начнем приходить в себя, если попытаемся вспомнить: какой сегодня день, какое место он занимает в череде дней, называемой нашей историей, что в ней произошло? Только возвращение исторической памяти поможет восстановить разорванное сознание, идентифицировать себя, свою личность, ибо ответ на вопрос: кто я есть? – не возможен без ответа на вопрос: кем мы были?
Мы призваны вспомнить наше духовное родство, восстановить разрушенные жизненные связи с землей, предками и друг с другом. Опыт безвременья учит не принимать временное за вечное, не отдаваться тленному и сиюминутному. Десятилетия идеологического террора выжгли души, но и пробудили жажду любви к духовным истокам жизни. Под развалинами и эверестами лжи сохранились духовные основы Родины – Православие – религия покаяния и прощения, любви и милосердия, свободы и ответственности, утверждения божественного достоинства личности и соборного единства человечества. Только на этих вечных устоях можно восстановить наше земное отечество.
Чтобы различить движущие исторические силы и определить смысл происходящего, нужно прикоснуться к духовному пульсу народа. Как и всякая душа, душа народа открывается только взгляду любви.
Уже Гоголь остро чувствовал разверзающееся отторжение образованного общества от Родины: «Велико незнанье Родины посреди Родины... Вы еще не любите Россию: вы умеете только печалиться да раздражаться слухами обо всем дурном, что в ней ни делается, в вас все это производит только одну черствую досаду да уныние... Нет, если вы действительно полюбите Родину, у вас пропадет тогда сама собой та близорукая мысль, которая зародилась теперь у многих честных и даже весьма умных людей, то есть, будто в теперешнее время они уже ничего не могут сделать для Отечества, и будто они ему уже не нужны совсем; напротив, тогда только во всей силе вы почувствуете, что любовь всемогуща и что с ней возможно все сделать. Нет, если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей».
Со времен перестройки в рядах либеральной интеллигенции патриотизм – слово ругательное, а любовь к Родине считается постыдным чувством, которое лучше скрывать как уродливое родимое пятно;  страну нужно числить и чистить по западным образцам. Надо сказать, что негативистская ориентация не имеет перспектив. Западнические идеологические комплексы обладают весьма небольшой притягательной силой для масс, поскольку не имеют опоры в этнических архетипах, которые несут в себе сильный эмоциональный заряд и представляют собой как бы энергетический потенциал народа.
Патриотическое жизнеощущение было одной из сильнейших созидающих сил в истории. Любовь к Родине, к ее духовным истокам воссоединяет личность с вечным заветом Бога с человеком, с соборным согласием вечных человеческих душ, с заветом Бога и народа. Речь идет о любви в истинном смысле слова, по словам Апостола: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор.13,4-7). Это, можно сказать, онтология любви. И такая любовь к своему Отечеству, не закрывает и не отъединяет от других, но побуждает ко всечеловеческому. Истинная любовь к своему народу не противостоит личности и человечеству, она содержит выход за собственные пределы. 
Патриотизм – это любовь к своей многострадальной земной Родине, к тому единственному месту на земле, где душа человека низошла в мир и где ему впервые открылось Небо. Как всякая истинная любовь, она исключает националистическую гордыню, шовинистическую ненависть и агрессию. Жертвенное патриотическое сознание избегает самообольщения: оно способно критически осмыслить собственные истоки и учесть чужой опыт. В этом смысле патриотизм – источник понимания как своего, так и других народов. Это возрождение соборности: всемирной отзывчивости, открытости великого народа, строившего великое государство в солидарном согласии со всеми народами Руси. Если, с одной стороны, патриотическое жизнеощущение разлагается шовинизмом, расизмом, то, с другой стороны, его размывает интернационализм, глобализм. Патриот всегда государственник, ибо традиционное государство охраняет жизненные устои народа, только оно способно обеспечить силу права, в противоположность разгулу права сильного.
Однако, возникают закономерные вопросы: сумеет ли государство, практически утерявшее былые традиции в деле воспитания элиты, должным образом «вписать» схему функционирования чиновничества в какую-либо религиозно-нравственную систему координат? Каким образом будет культивироваться идея нравственного государственного служения при том, что в светской школьной педагогике (не секрет, что основы воспитания закладываются именно в школе, наряду с семьей) до сих пор идет нешуточная борьба против введения в общеобразовательные курсы предмета, который как раз и прививает детям и подросткам религиозно-нравственные ценности – «Духовно-нравственной культуры»? А единственным мерилом успеха в наше время считается не чистая совесть перед Богом и людьми, а материальный достаток и обладание властью?
Сама идея служения Отечеству – высокая и благородная – без религиозного осмысления утеряет всю свою основательность и будет обречена на неизбежное опошление и девальвацию. В конце концов, постсоветские годы с их развенчиванием всех мыслимых идеалов сделали свое дело: нынешний молодой человек (а именно молодому поколению предстоит завтра продемонстрировать свое соответствие или несоответствие высоким требованиям, которые предъявляет к государственному служащему наше время) привык руководствоваться в своей жизни почти исключительно материальными или, шире, материалистическими доводами. Не стоит обманываться: общий уровень религиозного самосознания в нашем обществе пока оставляет желать лучшего. И такие понятия как патриотизм, жертвенное служение высоким идеалам, самоотречение ради блага Отечества – все они пока еще не стали нравственными категориями, на которые ориентировалось бы все наше общество целиком.
Но примеры служения идеалам все-таки есть. Не только Церковь может явить сейчас примеры жертвенного служения. Таких примеров много среди военных, врачей, учителей, социальных работников – среди тех людей, чей труд не так заметен, но не менее важен, чем труд государственных служащих. И все же патриотические традиции нуждаются в приумножении и, возможно, в пропаганде на государственном уровне.
У Церкви такое понимание точно есть; в «Основах социальной концепции» она обращается к своим чадам: «Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание».
Какими путями будет развиваться народное самосознание и станут ли евангельские заповеди ориентирами для отечественных чиновников – вопрос будущего. Но это – принципиальный вопрос, который определит лицо нашего государства.
Хотелось бы, чтобы это лицо несло на себе отблеск высших идеалов – идеалов любви, добра, святости.

Комментариев нет:

Отправить комментарий